С момента пуска Нововоронежской АЭС в регионе появилась потребность в инженерах, способных обеспечить надежную и эффективную эксплуатацию энергетических блоков станции.

Одна из самых молодых кафедр МИКТ – кафедра атомных электрических станций – была создана в 2005 г. для подготовки инженеров по специальности 14.05.02 «Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг».

Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 24.12.2010 г. № 2053.

Квалификация выпускника: инженер-физик.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера по специальности 14.05.02 «Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг» при очной форме обучения 5 лет и шесть месяцев.


Характеристика профессиональной деятельности специалистов

Область профессиональной деятельности специалистов включает: совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, связанных с проектированием, созданием и эксплуатацией атомных станций и других ядерных энергетических установок, вырабатывающих, преобразующих и использующих тепловую и ядерную энергию, включая входящие в их состав системы контроля, защиты, управления и обеспечения ядерной и радиационной безопасности.


Объектами профессиональной деятельности специалистов являются: ядерно-физические, тепло-гидравлические и электрические процессы, протекающие в оборудовании и устройствах для выработки, преобразования и использования ядерной и тепловой энергии; ядерно-энергетическое, тепломеханическое и электрооборудование атомных станций (АС); процессы контроля параметров, управления, защиты и диагностики состояния АС; информационно-измерительная аппаратура и органы управления, системы контроля, управления, защиты и обеспечения безопасности, программно-технические комплексы информационных и управляющих систем АС, автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУТП) атомных электростанций; безопасность эксплуатации и радиационный контроль атомных объектов и установок.


Специалист по направлению подготовки (специальности) 14.05.02 Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

  • научно-исследовательская
  • проектная
  • производственно-технологическая
  • организационно-управленческая

Специалист по направлению подготовки (специальности) 14.05.02 Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

  1. научно-исследовательская деятельность:
    • изучение и анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта в области проектирования и эксплуатации ядерных энергетических установок, их оборудования, технологических систем, систем контроля, управления и диагностики
    • математическое моделирование физических и технологических процессов в оборудовании, алгоритмов контроля, управления и диагностики, режимов эксплуатации атомных объектов, в том числе с использованием стандартных пакетов автоматизированного проектирования и исследований
    • исследование характеристик и участие в испытаниях основного технологического оборудования, систем контроля, диагностики, защиты и промышленной автоматики, автоматизированных систем управления технологическими процессами атомных станций в процессе разработки, создания, монтажа, наладки и эксплуатации
    • исследования в области обеспечения надежной, безопасной и эффективной эксплуатации атомных объектов
    • анализ и подготовка данных и составление обзоров, отчетов и научных публикаций
  2. проектная деятельность:
    • формулирование целей проекта, выбор критериев и показателей, построение структуры их взаимосвязей; разработка технических требований и заданий на разработку и создание компонентов атомных станций и других ядерных энергетических установок
    • разработка проектов элементов оборудования, технологических систем, систем контроля и управления в соответствии с техническим заданием с использованием средств автоматизации проектирования, использование в разработке технических проектов новых информационных технологий
    • разработка проектной и рабочей технической документации, оформление законченных проектно-конструкторских работ
    • участие в проектировании основного оборудования атомных электрических станций и других ядерных энергетических установок с учетом экологических требований и требований безопасной работы
    • проведение предварительного технико-экономического обоснования при проектировании ядерных энергетических установок, их основного оборудования, технологических систем, систем контроля, управления и диагностики
  3. производственно-технологическая деятельность:
    • анализ процессов в оборудовании и алгоритмов систем управления ядерных энергетических установок с целью обеспечения их эффективной и безопасной работы атомной станции
    • знание технологий нейтронно-физических и теплогидравлических расчетов реакторных установок в стационарных и нестационарных режимах работы
    • обеспечение ядерной и радиационной безопасности при эксплуатации ядерных энергетических установок, а также при обращении с ядерным топливом и другими отходами на АС
    • эксплуатация средств и систем контроля, диагностики, управления и защиты, программно-технических комплексов АСУТП АС
    • обеспечение оптимальных режимов работы ядерного реактора, тепломеханического оборудования и энергоблока АС в целом при пуске, останове, работе на мощности и переходе с одного уровня мощности на другой с соблюдением требований безопасности
    • пуско-наладочные работы применительно к основному оборудованию, технологическим системам, системам контроля, диагностики, защиты и управления АС
    • обеспечение соблюдения технологий монтажа, ремонта и демонтажа оборудования АС при сооружении, эксплуатации и снятии с эксплуатации энергоблоков
  4. организационно-управленческая деятельность:
    • составление технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет, заявок на материалы, оборудование), а также установленной отчетности по утвержденным формам
    • выполнение работ по метрологии, стандартизации и подготовке к сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов
    • организация работы малых коллективов исполнителей
    • планирование работы персонала
    • подготовка исходных данных для выбора и обоснования научно-технических и организационных решений на основе экономического анализа;
    • оценка производственных и непроизводственных затрат на обеспечение необходимого качества продукции
    • организация экспертизы технической документации, исследование причин неисправностей оборудования, принятие мер по их устранению

Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста

Выпускник должен обладать следующими общекультурными навыками:

  • умением представить современную картину мира на основе целостной системы естественно-научных и математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры
  • умением анализировать социально-значимые процессы и явления, ответственно подходить к участию в общественно-политической жизни
  • знанием методов осуществления просветительской и воспитательной деятельности в сфере публичной и частной жизни, владением методами пропаганды научных достижений
  • свободным владением литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи, умением создавать и редактировать тексты профессионального назначения, владением одним из иностранных языков как средством делового общения
  • знанием методов социального взаимодействия на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрирование уважения к историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другой культуре, способностью создавать в коллективе отношения сотрудничества, владением методами конструктивного разрешения конфликтных ситуаций
  • владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения, умением анализировать логику рассуждений и высказываний
  • умением самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности, развития социальных и профессиональных компетенций
  • владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
  • умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности
  • умением находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность
  • умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков
  • умением работать с информацией в глобальных компьютерных сетях
  • умением использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности
  • готовностью к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способностью принимать нестандартные решения, разрешать проблемные ситуации
  • умением использовать полученные знания для обучения и воспитания новых кадров, осознает необходимость своего постоянного профессионального развития и творческого потенциала

Выпускник должен обладать следующими профессиональными навыками:

  1. общепрофессиональные:
    • >умением действовать в профессиональной сфере на основе системного подхода, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять из качественный и количественный анализ
    • умением самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности
    • умением работать в многонациональном коллективе, готовностью в качестве лидера группы сотрудников формировать цели команды, принимать решения в ситуациях риска, учитывая цену ошибки, вести обучение и оказывать помощь сотрудникам
    • демонстрацией понимания значимости своей будущей специальности, стремлением к ответственному отношению к своей трудовой деятельности
    • умением самостоятельно или в составе группы вести научный поиск, реализуя специальные средства и методы получения нового знания
    • владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией
    • владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий
    • готовностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов
    • готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в физике, химии, экологии
    • готовностью выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь их для решения соответствующий физико-математический аппарат
    • умением описать математическими методами процессы и явления, необходимость исследования которых возникает в профессиональной деятельности
  2. в научно-исследовательской деятельности:
    • умением использовать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт в области проектирования и эксплуатации АС
    • умением проводить математическое моделирование процессов и объектов на базе стандартных пакетов автоматизированного проектирования и исследований
    • готовностью к проведению исследования и участия в испытании основного оборудования атомных электрических станций и ядерных энергетических установок в процессе разработки, создания, монтажа, наладки и эксплуатации
    • умением использовать технические средства для измерения основных параметров объектов исследования, готовить данные для составления обзоров, отчетов и научных публикаций
    • умением составить отчет по выполненному заданию, готовностью к участию во внедрении результатов исследований и разработок в области проектирования и эксплуатации
  3. в проектной деятельности:
    • владением основами расчета на прочность элементов конструкций, механизмов и машин, подходами к обоснованному выбору способа обработки и соединения элементов энергетического оборудования
    • умением обоснованно выбирать средства измерения теплофизических параметров, оценивать погрешности результатов измерений
    • умением проводить анализ и оценку степени экологической опасности производственной деятельности человека на стадиях исследования, проектирования, производства и эксплуатации технических объектов, владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий
    • умением формулировать цели проекта, выбирать критерии и показатели, выявлять приоритеты решения задач
    • готовностью к разработке проектов узлов и элементов аппаратов и систем в соответствии с техническим заданием с использованием средств автоматизации проектирования, использование в разработке технических проектов новых информационных технологий
    • готовностью к разработке проектной и рабочей технической документации, к оформлению законченных проектно-конструкторских работ в области проектирования АС
    • готовностью участвовать в проектировании основного оборудования, систем контроля, диагностики и управления ядерных энергетических установок с учетом экологических требований и безопасной работы
    • готовностью к проведению предварительного технико-экономического обоснования проектных расчетов в области проектирования ядерных энергетических установок
    • владением подготовкой исходных данных для выбора и обоснования научно-технических и организационных решений на основе экономического анализа проектов существующих и проектируемых АС
    • умением использовать информационные технологии при разработке новых установок, материалов, приборов и систем, имеет навыки сбора, анализа и подготовки исходных данных для информационных систем проектов АС и их компонентов
  4. в производственно-технологической деятельности:
    • умением анализировать нейтронно-физические, технологические процессы и алгоритмы контроля, диагностики, управления и защиты АС с целью обеспечения их эффективной и безопасной работы
    • умением проводить нейтронно-физические и тепло-гидравлические расчеты оборудования АС в стационарных и нестационарных режимах работы
    • умением сделать оценку ядерной и радиационной безопасности при эксплуатации ядерных энергетических установок, а также при обращении с ядерным топливом и другими отходами
    • умением использовать средства автоматизированного управления, защиты и контроля технологических процессов
    • знанием основ обеспечения оптимальных режимов работы ядерного реактора, тепломеханического оборудования и энергоблока АС в целом при пуске, останове, работе на мощности и переходе с одного уровня мощности на другой с соблюдением требований безопасности
    • умением анализировать технологии монтажа, ремонта и демонтажа оборудования АС применительно к условиям сооружения, эксплуатации и  снятия с эксплуатации энергоблоков АС
    • готовностью к организации рабочих мест, их техническому оснащению, размещению технологического оборудования
    • готовностью к контролю за соблюдением технологический дисциплины и обслуживанию технологического оборудования
  5. в организационно-управленческой деятельности:
    • умением составлять техническую документацию (графики работ, инструкции, планы, сметы, заявки на материалы, оборудование), а также установленную отчетность по утвержденным формам
    • умением выполнять работы по стандартизации и подготовке к сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов;
    • готовностью к организации paботы малых коллективов исполнителей, планированию работы персонала и фондов оплаты труда
    • умением организовывать экспертизу технической документации, готов к исследованию причин неисправностей оборудования, принятию мер по их устранению
    • умением проводить анализ производственных затрат на обеспечение необходимого качества продукции
    • умением осуществлять и анализировать технологическую деятельность как объект управления

 

МИКТ Образовательные программы Специальность 14.05.02 «Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг»