В настоящее время  все более актуальной является задача энергосбережения, суть которой – применение энергосберегающих технологий и материалов, повсеместная экономия сырьевых ресурсов. Топливно-энергетический кризис перешел с нами в ХХI век, поэтому ученые многих стран пытаются решить данную проблему различными методами.

Разработка энергосберегающих технологий – это одно из перспективных направлений кафедры электроэнергетики, занимающейся подготовкой бакалавров, по направлению 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника».

Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 08.12.2009 г. № 710.

Степень (квалификация) выпускника: академический бакалавр, прикладной бакалавр.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника» по очной форме обучения - 4 года.


Характеристика профессиональной деятельности бакалавров

Область профессиональной деятельности бакалавров включает в себя совокупность технических средств, способов и методов человеческой деятельности для производства, передачи, распределения, преобразования, применения электрической энергии, управления потоками энергии, разработки и изготовления элементов, устройств и систем, реализующих эти процессы.


Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:

  • электрические станции и подстанции
  • электроэнергетические системы и сети
  • системы электроснабжения объектов техники и отраслей хозяйства
  • электроэнергетические, электротехнические, электрофизические и технологические установки высокого напряжения
  • устройства автоматического управления и релейной защиты в электроэнергетике
  • энергетические установки, электростанции и комплексы на базе нетрадиционных и возобновляемых источников энергии
  • электрические машины, трансформаторы, электромеханические комплексы и системы, включая их управление и регулирование
  • электрические и электронные аппараты, комплексы и системы электромеханических и электронных аппаратов, автоматические устройства и системы управления потоками энергии
  • электрическая изоляция электроэнергетических и электротехнических устройств, кабельные изделия и провода, электрические конденсаторы, материалы и системы электрической изоляции кабелей, электрических конденсаторов
  • электрический привод и автоматика механизмов и технологических комплексов в различных отраслях хозяйства
  • электротехнологические установки и процессы, установки и приборы электронагрева
  • различные виды электрического транспорта и средства обеспечения эффективного функционирования транспортных систем
  • элементы и системы электрического оборудования автомобилей и тракторов
  • судовые автоматизированные электроэнергетические системы, преобразовательные устройства, электроприводы энергетических, технологических и вспомогательных установок, их систем автоматики, контроля и диагностики
  • электроэнергетические системы, преобразовательные устройства и электроприводы энергетических, технологических и вспомогательных установок, их системы автоматики, контроля и диагностики на летательных аппаратах
  • электрическое хозяйство промышленных предприятий, заводское электрооборудование низкого и высокого напряжения, электротехнические установки, сети предприятий, организаций и учреждений
  • нормативно-техническая документация и системы стандартизации
  • методы и средства контроля качества электроэнергии, изделий электротехнической промышленности, систем электрооборудования и электроснабжения, электротехнологических установок и систем

Бакалавр по направлению подготовки 13.03.02  Электроэнергетика и электротехника готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

  • проектно-конструкторская
  • производственно-технологическая
  • организационно-управленческая
  • научно-исследовательская
  • монтажно-наладочная
  • сервисно-эксплуатационная

Бакалавр по направлению подготовки 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

  1. проектно-конструкторская деятельность:
    • сбор и анализ данных для проектирования
    • расчет и проектирование технических объектов в соответствии с техническим заданием с использованием стандартных средств автоматизации проектирования
    • разработка проектной и рабочей технической документации, оформление проектно-конструкторских работ
    • контроль соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам
    • проведение предварительного технико-экономического обоснования проектных расчетов
  2. производственно-технологическая деятельность:
    • организация рабочих мест, их техническое оснащение, размещение технологического оборудования
    • контроль за соблюдением технологической дисциплины
    • обслуживание технологического оборудования
    • организация метрологического обеспечения технологических процессов, использование типовых методов контроля качества выпускаемой продукции
    • участие в работах по доводке и освоению технологических процессов в ходе подготовки и производства новой продукции;
    • оценка инновационного потенциала новой продукции
    • контроль за соблюдением экологической безопасности
    • подготовка документации по менеджменту качества технологических процессов, составление и оформление оперативной документации
  3. организационно-управленческая деятельность:
    • составление технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет, заявок на материалы, оборудование), а также установленной отчетности по утвержденным формам
    • выполнение работ по стандартизации и подготовке к сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов
    • организация работы малых коллективов исполнителей
    • планирование работы персонала и фондов оплаты труда
    • подготовка данных для выбора и обоснования технических и организационных решений на основе экономического анализа;
    • проведение организационно-плановых расчетов по созданию (реорганизации) производственных участков
    • разработка оперативных планов работы первичных производственных подразделений
    • проведение анализа затрат и результатов деятельности производственных подразделений
  4. научно-исследовательская деятельность:
    • изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования
    • математическое моделирование процессов и объектов на базе стандартных пакетов прикладных программ автоматизированного проектирования и исследований
    • проведение экспериментов по заданной методике, составление описания проводимых исследований и анализ результатов
    • подготовка данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций
    • организация защиты объектов интеллектуальной собственности и результатов исследований
    • составление отчета по выполненному заданию, участие во внедрении результатов исследований и разработок
  5. монтажно-наладочная деятельность:
    • монтаж, наладка и испытания электроэнергетического и электротехнического оборудования
  6. сервисно-эксплуатационная деятельность:
    • проверка технического состояния и остаточного ресурса электроэнергетического и электротехнического оборудования, организация профилактических осмотров и текущего ремонта
    • приемка и освоение вводимого электроэнергетического и электротехнического оборудования
    • составление заявок на оборудование и запасные части, подготовка технической документации на ремонт
    • составление инструкций по эксплуатации оборудования и программ испытаний

Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата

Выпускник должен обладать следующими общекультурными навыками:

  • способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
  • способностью к письменной и устной коммуникации на государственном языке: умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; готовностью к использованию одного из иностранных языков
  • готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе
  • способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных условиях и в условиях различных мнений и готовностью нести за них ответственность
  • способностью и готовностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса и определять место человека в историческом процессе, политической организации общества, анализировать политические события и тенденции, ответственно участвовать в политической жизни
  • способностью в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, готовностью приобретать новые знания, использовать различные средства и технологии обучения
  • готовностью к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию решений в рамках своей профессиональной компетенции
  • способностью и готовностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм
  • способностью и готовностью к соблюдению прав и обязанностей гражданина; к свободному и ответственному поведению
  • способностью научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, готовностью использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
  • способностью и готовностью владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, использовать компьютер как средство работы с информацией
  • способностью и готовностью к практическому анализу логики различного рода рассуждений, к публичным выступлениям, аргументации, ведению дискуссии и полемики
  • cпособностью и готовностью понимать роль искусства, стремиться к эстетическому развитию и самосовершенствованию, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии
  • способностью и готовностью понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы, быть активным субъектом экономической деятельности
  • способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны
  • способностью самостоятельно, методически правильно использовать методы физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности

Выпускник должен обладать следующими профессиональными навыками:

  1. общепрофессиональными:
    • способностью и готовностью использовать информационные технологии, в том числе современные средства компьютерной графики в своей предметной области
    • способностью демонстрировать базовые знания в области естественнонаучных дисциплин и готовностью использовать основные законы в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования
    • готовностью выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, и способностью привлечь для их решения соответствующий физико-математический аппарат
    • способностью и готовностью использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности
    • владением основными методами защиты производственного персонала и населения от последствий возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий
    • способностью и готовностью анализировать научно-техническую информацию, изучать отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования
    • cпособностью формировать законченное представление о принятых решениях и полученных результатах в виде отчета с его публикацией (публичной защитой)
  2. для проектно-конструкторской деятельности:
    • готовностью работать над проектами электроэнергетических и электротехнических систем и их компонентов
    • способностью разрабатывать простые конструкции электроэнергетических и электротехнических объектов
    • готовностью использовать информационные технологии в своей предметной области
    • способностью использовать методы анализа и моделирования линейных и нелинейных электрических цепей постоянного и переменного тока
    • способностью графически отображать геометрические образы изделий и объектов электрооборудования, схем и систем
    • способностью оценивать механическую прочность разрабатываемых конструкций
    • готовностью обосновывать принятие конкретного технического решения при создании электроэнергетического и электротехнического оборудования
    • способностью рассчитывать схемы и элементы основного оборудования, вторичных цепей, устройств защиты и автоматики электроэнергетических объектов
    • способностью рассчитывать режимы работы электроэнергетических установок различного назначения, определять состав оборудования и его параметры, схемы электроэнергетических объектов
    • готовностью разрабатывать технологические узлы электроэнергетического оборудования
  3. для производственно-технологической деятельности:
    • способностью использовать технические средства для измерения основных параметров электроэнергетических и электротехнических объектов и систем и происходящих в них процессов
    • способностью использовать современные информационные технологии, управлять информацией с применением прикладных программ; использовать сетевые компьютерные технологии, базы данных и пакеты прикладных программ в своей предметной области
    • способностью использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации электроэнергетических и электротехнических объектов, элементы экономического анализа в практической деятельности
    • готовностью обосновывать технические решения при разработке технологических процессов и выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения
    • способностью использовать правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда
    • готовностью определять и обеспечивать эффективные режимы технологического процесса по заданной методике
    • способностью контролировать режимы работы оборудования объектов электроэнергетики
    • готовностью осуществлять оперативные изменения схем, режимов работы энергообъектов
    • способностью составлять и оформлять оперативную документацию, предусмотренную правилами эксплуатации оборудования и организации работы
    • готовностью участвовать в монтажных, наладочных, ремонтных и профилактических работах на объектах электроэнергетики
  4. для организационно-управленческой деятельности:
    • способностью анализировать технологический процесс как объект управления
    • способностью определять стоимостную оценку основных производственных ресурсов
    • способностью к решению конкретных задач в области организации и нормирования труда
    • готовностью систематизировать и обобщать информацию по использованию и формированию ресурсов предприятия
    • готовностью к кооперации с коллегами и работе в коллективе, к организации работы малых коллективов исполнителей
    • способностью к обучению на втором уровне высшего профессионального образования, получению знаний по одному из профилей в области научных исследований и педагогической деятельности
    • способностью координировать деятельность членов трудового коллектива
    • готовностью обеспечивать соблюдение производственной и трудовой дисциплины
    • готовностью контролировать соблюдение требований безопасности жизнедеятельности
    • готовностью обеспечивать соблюдение заданных параметров технологического процесса и качество продукции
  5. для научно-исследовательской деятельности:
    • готовностью участвовать в исследовании объектов и систем электроэнергетики и электротехники
    • готовностью изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования
    • готовностью планировать экспериментальные исследования
    • готовностью понимать существо задач анализа и синтеза объектов в технической среде
    • готовностью участвовать в составлении научно-технических отчетов
    • способностью применять методы испытаний электрооборудования и объектов электроэнергетики и электротехники
    • способностью выполнять экспериментальные исследования по заданной методике, обрабатывать результаты экспериментов
    • готовностью использовать технические средства испытаний технологических процессов и изделий
  6. для монтажно-наладочной деятельности:
    • способностью к монтажу, регулировке, испытаниям и сдаче в эксплуатацию электроэнергетического и электротехнического оборудования
    • готовностью к наладке и опытной проверке электроэнергетического и электротехнического оборудования
  7. для сервисно-эксплуатационной деятельности:
    • готовностью к проверке технического состояния и остаточного ресурса оборудования и организации профилактических осмотров и текущего ремонта
    • готовностью к приемке и освоению нового оборудования
    • готовностью к составлению заявок на оборудование и запасные части и подготовке технической документации на ремонт
    • готовностью к составлению инструкций по эксплуатации оборудования и программ испытаний

 

МИКТ Образовательные программы Направление 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника»