Современное общество отличается интенсивным развитием и внедрением во все сферы деятельности человека информационных технологий. Это проявляется как в непрерывном совершенствовании средств вычислительной техники, так и в развитии существующих и появлении новых информационных систем. Достижения информатики заняли достойное место на производстве, в управлении, здравоохранении, науке и других областях жизни общества.

Темпы развития информационных технологий обуславливают необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов в области разработки и эксплуатации информационных систем любой сложности. В связи с потребностями предприятий и организаций в инженерах данного направления была сформирована выпускающая кафедра информатики и вычислительной техники по направлению 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника».

Направление утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2009 г. № 553.

Степень (квалификация) выпускника: академический бакалавр, прикладной бакалавр.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника» по очной форме обучения - 4 года. 


Характеристика профессиональной деятельности бакалавров

Область профессиональной деятельности бакалавров включает:

  • ЭВМ, системы и сети
  • автоматизированные системы обработки информации и управления
  • системы автоматизированного проектирования и информационной поддержки изделий
  • программное обеспечение автоматизированных систем.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:

  • вычислительные машины, комплексы, системы и сети
  • автоматизированные системы обработки информации и управления
  • системы автоматизированного проектирования и информационной поддержки жизненного цикла промышленных изделий
  • программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем (программы, программные комплексы и системы)
  • математическое, информационное, техническое, лингвистическое, программное, эргономическое, организационное и правовое обеспечение перечисленных систем.

Бакалавр по направлению подготовки 09.03.01 Информатика и вычислительная техника готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

  • проектно-конструкторской
  • проектно-технологической
  • научно-исследовательской
  • научно-педагогической
  • монтажно-наладочной
  • сервисно-эксплуатационной

Бакалавр по направлению подготовки 09.03.01 Информатика и вычилительная техника науки должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

  1. Проектно-конструкторская деятельность
    • сбор и анализ исходных данных для проектирования
    • проектирование программных и аппаратных средств (систем, устройств, деталей, программ, баз данных и т.п.) в соответствии с техническим заданием с использованием средств автоматизации проектирования
    • разработка и оформление проектной и рабочей технической документации
    • контроль соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам
    • проведение предварительного технико-экономического обоснования проектных расчетов.
  2. Проектно-технологическая деятельность
    • применение современных инструментальных средств при разработке программного обеспечения
    • применение Web-технологий при реализации удаленного доступа в системах клиент/сервер и распределенных вычислений
    • использование стандартов и типовых методов контроля и оценки качества программной продукции
    • участие в работах по автоматизации технологических процессов в ходе подготовки производства новой продукции.
    • освоение и применение современных программно-методических комплексов исследования и автоматизированного проектирования объектов профессиональной деятельности.
  3. Научно-исследовательская деятельность.
    • изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования
    • математическое моделирование процессов и объектов на базе стандартных пакетов автоматизированного проектирования и исследований
    • проведение экспериментов по заданной методике и анализ результатов
    • проведение измерений и наблюдений, составление описания проводимых исследований, подготовка данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций
    • составление отчета по выполненному заданию, участие во внедрении результатов исследований и разработок.
  4. Научно-педагогическая деятельность
    • обучение персонала предприятий применению современных программно-методических комплексов исследования и автоматизированного проектирования.
  5. Монтажно-наладочная деятельность
    • наладка, настройка, регулировка и опытная проверка ЭВМ, периферийного оборудования и программных средств
    • сопряжение устройств и узлов вычислительного оборудования, монтаж, наладка, испытание и сдача в эксплуатацию вычислительных сетей.
  6. Сервисно-эксплуатационная деятельность
    • инсталляция программ и программных систем, настройка и эксплуатационное обслуживание аппаратно-программных средств
    • проверка технического состояния и остаточного ресурса вычислительного оборудования, организация профилактических осмотров и текущего ремонта
    • приемка и освоение вводимого оборудования
    • составление заявок на оборудование и запасные части, подготовка технической документации на ремонт
    • составление инструкций по эксплуатации оборудования и программ испытаний.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата

Выпускник обладает следующими общекультурными навыками:

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
  • умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь
  • готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе
  • способен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность
  • умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности
  • стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства
  • умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков
  • осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности
  • способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы
  • использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования
  • осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации
  • имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией
  • способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях
  • владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного
  • владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий
  • владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

Выпускник должен обладать следующими профессиональными навыками:

  1. проектно-конструкторская деятельность:
    • разрабатывать бизнес-планы и технические задания на оснащение отделов, лабораторий, офисов компьютерным и сетевым оборудованием
    • осваивать методики использования программных средств для решения практических задач
    • разрабатывать интерфейсы «человек - электронно-вычислительная машина»
    • разрабатывать модели компонентов информационных систем, включая модели баз данных
  2. проектно-технологическая деятельность:
    • разрабатывать компоненты программных комплексов и баз данных, использовать современные инструментальные средства и технологии программирования
  3. научно-исследовательская деятельность:
    • обосновывать принимаемые проектные решения, осуществлять постановку и выполнять эксперименты по проверке их корректности и эффективности
    • готовить презентации, научно-технические отчеты по результатам выполненной работы, оформлять результаты исследований в виде статей и докладов на научно-технических конференциях
  4. научно-педагогическая деятельность
    • готовить конспекты и проводить занятия по обучению сотрудников применению программно-методических комплексов, используемых на предприятии
  5. монтажно-наладочная деятельность
    • участвовать в настройке и наладке программно-аппаратных комплексов
    • сопрягать аппаратные и программные средства в составе информационных и автоматизированных систем
  6. сервисно-эксплуатационная деятельность
    • инсталлировать программное и аппаратное обеспечение для информационных и автоматизированных систем

 

МИКТ Образовательные программы Направление 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника»